Родительское
собрание «Разделите
радость познания» Исаева Надежда Михайловна, учитель МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа» «Конкурс авторских методических разработок классных родительских собраний» |
Цели:
1)
информировать
родителей о том, как с первых шагов поддержать интерес ребенка к изучению
иностранного языка;
2)
оказать помощь в
создании благоприятного психологического климата во взаимодействии родителей,
детей и педагогов.
Участники:
классный руководитель, учитель иностранного языка, родители учащихся 5-го
класса.
Подготовка:
1)
Учащиеся вместе с
классным руководителем готовят открытки-приглашения для родителей. Текст
открытки может быть таким: «Уважаемая Надежда Семеновна, приглашаем Вас к
доверительному разговору о том, как поддержать интерес ребенка к изучению
немецкого языка. Ждем Вас 10 сентября в 14 часов в нашем классе на собрании по
теме «Разделите радость познания».
2)
Готовятся бланки
теста «Достаточно ли вы контактны с
детьми?» для определения степени контактности родителей в общении с детьми.
3)
Совместно с
учителем немецкого языка классный руководитель готовит выставку книг, журналов
о Германии.
Оформление, оборудование и инвентарь
1) Эпиграф: «Wer eine
Fremdsprache nicht kennt,
weiss
nichts von seiner eigenen» (Goethe)
2)
Бланки теста.
3)
Выставка книг,
журналов о Германии.
Ход
собрания.
I.
Вступительное
слово классного руководителя.
В этом году Ваш ребенок начинает изучать иностранный язык. Вы, конечно, понимаете, что к концу учебного года он еще не научится свободно говорить на иностранном языке и понимать чужую речь. Ведь обучение только начинается и будет продолжаться все школьные годы, а на этом этапе задача состоит, прежде всего в том, чтобы пробудить у детей интерес к языку и к гуманитарным предметам в целом.
Недооценка предметов гуманитарного цикла сказывается на духовном и нравственном развитии личности. Ведь на уроках иностранного языка ребенок учится не только говорить и читать:
– он учится общаться, соотносить свои действия с действиями других, взаимодействовать с товарищами для достижения общей цели;
- он учится лучше понимать и чувствовать свой родной язык;
– он учится уважать другие народы;
– он расширяет свой кругозор и приобщается к культуре другого народа.
Урок иностранного языка развивает фантазию, воображение, воспитывает привычку к творческому умственному труду.
Наверное, Вы согласитесь, что все это необходимо растущему человеку. Поэтому постарайтесь быть внимательными к занятиям Вашего ребенка иностранным языком.
II. Экспресс – диагностика «Достаточно ли Вы контактны с
детьми?»
1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
2.Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
3.Интересуются ли они вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей ваших детей?
5.Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7. Проверяете ли вы, как они делают уроки?
8.Есть ли у вас общие с ними увлечения и занятия?
9.Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
10.Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?
11.Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
12.Бываете ли вы вместе в театре, на выставках, на концертах?
13.Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
14.Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, в туристических походах?
15.Предпочитаете ли вы вместе с
детьми проводить отпуск?
Обработка результатов теста:
Утвердительный ответ оценивается двумя баллами. Ответ, выраженный словами «отчасти», «иногда», - одним баллом, «никогда» - нулем.
А теперь подсчитайте.
Если вы набрали 20 баллов, ваши отношения с детьми можно назвать благополучными.
От 10 до 20 баллов – удовлетворительными, но недостаточно многосторонними. Подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.
Если менее 10 баллов – ваши контактны с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить.
(Проводится тестирование родителей, после которого сразу же можно определить уровень своей контактности в общении с детьми.)
Для того чтобы помочь ребенку учиться с интересом, важно уметь общаться с ним, добиваться взаимопонимания.
III. Выступление учителя немецкого языка.
Уважаемые родители! Как показывает педагогическая теория и практика, ребенок добивается наибольших успехов в учении тогда, когда родители хотят и могут разделить с ними радость познания. Только объединив свои усилия с усилиями ребенка, родители могут рассчитывать на быстрый прогресс школьников в новом и трудном для них деле: овладении иностранным языком и культурой народа – его носителя. Я надеюсь, что мои советы помогут вам организовать сотрудничество с вашим школьником.
Немецкий язык – это язык доброжелательных и вежливых людей. Он обязательно поможет вашему ребенку ощутить «вкус» вежливости и доброты. Но помогите и вы ему. Утром подойдите вместе с ребенком к окну и весело поздоровайтесь по-немецки с деревьями и домами, солнышком и облаком. Скажите им, что они вам очень нравятся. Это нехитрое упражнение обеспечит вам с утра заряд доброжелательности, а ребенка настроит на «волну» немецкого языка.
Чаще просите ребенка научить вас новому немецкому слову или выражению, стихотворению или песне, объяснить или показать что-либо в учебнике. Просите, но не настаивайте на немедленном выполнении просьбы.
Ваш ребенок гораздо умнее, чем вам кажется. Не бойтесь ставить перед ним трудные проблемы. Такие, для решения которых потребуется овладеть новыми языковыми явлениями. И обязательно думайте сами над немецким и русским языком, сравнивайте и анализируйте. Вы увидите: вам самим станет интересно.
Гуляя с ребенком, можно вовлечь его в забавную игру на немецком языке: «Сегодня пересчитываем все, что попадается на глаза» или «Давай тихонько посплетничаем о прохожих: какие они?» или « Сегодня мы – поэты: рифмуем немецкие слова».
Доверяйте ребенку право самому принимать решения. Не настаивайте на немедленном выполнении задания, от которого он отказывается сегодня. Попытайтесь вернуться к этому заданию завтра. А пока включите негромко кассету с записью немецких стихов, песен или просто диалогов. Занимаясь домашними делами, невзначай скажите: « Что-то я не поняла, о чем спросил мальчик?» или « Какая забавная песенка. О чем она?»
Желание изучать немецкий язык не пропадет уже к концу года, как это нередко бывает, если ребенок будет трудиться весело и радостно. Не забывайте похвалить маленького школьника даже за незначительный шаг вперед. Фразы типа «Иди учи слова», « Опять немецкий не выучил?», «Не пущу гулять, пока не сделаешь упражнение!» должны быть навсегда забыты.
Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, с чем ребенок встречается часто и регулярно. Объясните это ребенку и посоветуйте ему уделять немецкому языку 10- 15 минут каждый день. Даже если он будет десять минут просто слушать кассету.
Игры помогут вам привить ребенку вкус к решению творческих задач средствами немецкого языка. Только играть надо весело и с удовольствием.
Каждый персонаж учебника, взрослый или маленький, отличается от всех других вкусами, характером, привычками. Не упускайте возможности расспросить ребенка о героях учебника. Поинтересуйтесь, как, по мнению вашего ребенка, будут развиваться события в жизни персонажей книги.
Любите ребенка таким, какой он есть: не требуйте от него невозможного. И не стоит ставить ему в пример лучше успевающих одноклассников. Помните: неспособных детей не бывает. Но бывают дети, и их немало с заниженной самооценкой, с подорванной верой в себя. Им очень нужна наша поддержка.
Механическое заучивание слов менее эффективно, чем осмысленное. Поэтому слова надо запоминать не по отдельности, а во фразах.
Не стоит критиковать ребенка за ошибки. Ведь он еще только учится выражать свои мысли на немецком языке. Лучше придумайте вместе какой-нибудь жест или условный знак, который будет означать: «Будь внимателен», «Думай лучше».
Обсуждайте с ребенком домашние задания. Посоветуйте ему начинать домашнюю работу с выполнения устного задания, затем можно переходить к чтению и письму. И только после этого можно заняться рисованием или раскрашиванием картинок. Спросите у ребенка, почему он избрал те или иные цвета для картинки, и какую подпись на немецком языке можно было бы под ней сделать.
Полезно спрашивать школьника «Если по-русски мы говорим вот так, то как это будет по-немецки?». Сравнение структур двух языков помогает лучше понять и родной язык, и иностранный.
Радость открытия языка и культуры зарубежных стран, которую испытывает школьник, многократно умножится, если вы разделите ее с ребенком. Пусть вашим общим делом и одновременно увлекательной игрой станет коллекционирование фактов страноведческого характера. А источником информации могут быть книги и журналы, фильмы и телепередачи, рассказы учителя и любого человека, побывавшего в Германии, Австрии или Швейцарии. Умения собирать, классифицировать и хранить информацию, анализировать и сравнивать факты очень нужны вашему ребенку.
Стихи, песенки, считалки вызывают у ребенка либо чувство комического (Забавный стишок), либо эстетическое удовольствие (Он так красиво звучит по-немецки). А с каким удовольствием ваш ребенок подбирает цвета для раскрашивания картинок! Какая прекрасная возможность ненавязчиво формировать его вкус, чувство красоты! Не упускайте ее.
Трудности, возникающие при чтении на немецком языке, утомляют ребенка. Поэтому не торопите его. Прочитав одну – две строки, маленький чтец нуждается в кратковременном отдыхе (например, рассмотрел картинку – отдохнул).
Учите ребенка в случаях затруднения обращаться к словарям и справочниками. Учите его учиться. Для этого не упускайте возможности обратить его внимание на иностранное слово, произнесенное, например, диктором телевидения. Если слово немецкого происхождения, можно попросить ребенка принести русско-немецкий или немецко-русский словарь и отыскать его там. Потребность работать со словарями и справочниками закрепится незаметно и очень обогатит маленького исследователя.
Формирование умения понимать немецкую речь на слух проходит тем успешнее, чем больше объем слуховой памяти ребенка. Развить ее поможет игра «Кто запомнит больше немецких слов или фраз, воспринятых на слух». В нее хорошо играть на прогулке или дома.
Цените и поощряйте стремление ребенка «заглянуть за горизонт» - узнать что-либо, научиться чему-либо раньше, чем это положено по программе. Не стоит злоупотреблять фразой « Вырастешь – узнаешь» или «Это вы будете проходить в шестом классе». Лучше признайтесь, что тоже не уверены в правильном ответе на этот интересный вопрос и предложите ребенку вместе заняться выяснением ответа.
Шутите с малышом. Шутка позволяет снять напряжение, устраняет барьеры страха и неуверенности, развивает чувство юмора и очень сближает вас с ребенком.
Элементарное умение общаться на немецком языке, знание немецких песен и стихов для детей, начальные представления о культуре немецкого общества, речевом этикете и, главное, интерес к предмету, желание узнать больше и вера в себя – вот каким должен быть итог первого года изучения немецкого языка.
«Я верю в нашего ребенка и очень им горжусь!» - говорят друг другу мама и папа, бабушка и дедушка! И не беда, если ребенок «случайно» услышит эти слова! Желаю вам успеха!
IV. Подведение итогов родительского собрания.
Классный
руководитель:
Наше собрание подошло к концу. Многие родители готовы приложить максимум усилий, чтобы помочь своим школьникам овладеть иностранным языком. Но, не будучи специалистами в данной области, далеко не все родители, понимают, в чем может заключаться их помощь. Осознание этой проблемы заставило нас обратиться к вам с некоторыми советами и предложениями. Надеемся, вы довольны совместной работой.
Решением нашего собрания будем считать то, что мы, взрослые, учителя и родители, должны поддерживать у ребенка желание учиться, общаться с учителями и одноклассниками. Для этого
-учитель немецкого языка будет стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для Вашего ребенка смыслом;
- вы, со своей стороны, прежде всего, будете каждый день интересоваться тем, что у ребенка в школе: «Что сегодня вы делали на уроке немецкого языка?», «Что сегодня было самое интересное?», «Какую песенку пели?», «В какие игры играли?»;
- если дети не могут Вам толково ответить на эти – такие, казалось бы, простые! – вопросы, не огорчайтесь и, главное, не раздражайтесь.
Более того, мы очень просим Вас только положительно оценивать Вашего ребенка во всех случаях, связанных с изучением немецкого языка, даже если Вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
Впереди – долгий путь, но вместе мы сможем решить эту проблему. Я уверена, что на следующем родительском собрании вы сами поделитесь своими размышлениями по этому вопросу.
Литература:
1. Ариян М. А. Раздели радость познания.// Иностранные языки в школе, 2002.№ 6.
2. Родительское собрание. Родителям.// Иностранные языки в школе,
2002.№ 4.
3. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки, выпуск 2./
Под редакцией Н.А. Алексеевой. М., 2003.
4. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие//
Под редакцией Е.Н. Степанова. М., 2001.